On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]


АвторСообщение
Участник




Сообщение: 43
Зарегистрирован: 10.07.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.01.10 22:25. Заголовок: О "диких" финах и городских гербах


В продолжении темы "Древняя Русь или Эрзя?"

Изучая российскую геральдику, обращаешь внимание на обилие животных - медведи, львы, козлы, лошади, олени. Встречается экзотика в виде грифонов, единорогов и птицы Гамаюн. Специалисты считают - прообразы русских гербов следует искать в боспорских царских знаках, астральных изображениях и в княжеских символах Рюриковичей. А звери на гербах русских городов - это тотемные символы того или иного Рода. Так ли это?

Православных иерархов, сурово расправлявшихся с любой формой церковного инакомыслия, языческие символы на гербах христианских городов, не смущали. Так, в конце 1850-х годов управляющий гербовым отделением Департамента герольдии Сената Борис Васильевич Кёне предложил использовать в качестве символа недавно образованной самарской губернии – Дикого козла, вместо белой козы. «Горделивый серебряный козёл на лазоревом щите внушал уважение своей уверенностью и мощью. Усиливали впечатление золотые рога, червлёные глаза, язык и чёрные копыта» . Впечатление, вероятно, было настолько велико, что сенаторы позабыли - в христианстве козел это дьявол, проклятый грешник, похоть и непостоянство.

А между тем, выбор был. Ещё в 1850 году министр внутренних дел Российской Империи Л.А. Перовский предложил Сенату свой вариант герба будущего губернского центра: лазоревый щит, разделённый серебряным вилообразным крестом, символизировавшим слияние рек Волги и Самары. В верхней части помещался золотой рог изобилия, из которого сыпались золотые монеты (как олицетворение богатства, полученного от торговли). В нижних частях помещалось по одному золотому снопу пшеницы, как символы главного объекта этой торговли .

Вариант Перовского император Николай I забраковал, а закон за № 25426, утверждённый Сенатом 17 июля 1851 года , предписал: использовать в качестве символа города и губернии старую эмблему, - «в голубом поле стоящая на траве белая дикая коза. Щит герба увенчан золотою Императорской короною». «Рог изобилия» и «коза», пусть даже серебренная - неравноценное сочетание. Объясняется столь «странный выбор» так: город Самара получил герб 22 декабря 1780 г. вместе с другими городами Симбирского наместничества , и этот герб в точности повторяет эмблему Самары из Знаменного гербовника 1729-1730 гг. А так как символы городов выбираются раз и навсегда – пусть будет «Коза».

Геральдика и геральдисты


Вехами в российской геральдике принято считать следующие события. Издание в 1705 году книги «Эмблемы и символы» - свод масонской, геральдической символики широко распространённой в литературе, искусстве и дворцовом быту 17 века. И приглашение Петром Великим в 1722 году пьемонтского дворянина Франциска де Санти «для отправления геральдического художества».


Дабы собрать максимально полные сведения о населённом пункте, Санти разработал и разослал по городам Российской империи анкету: чем населенный пункт, по мнению городского руководства, примечателен. Полученные сведения переводил Иван Васильевич Ардабьев, с января 1722 года обучавший Санти русскому языку. Далее, Санти выбирал наиболее значимую, по его мнению, информацию и воплотил её в геральдическом символе.

Например, из города Белёво пришла весть о большом пожаре, который случился незадолго до запроса из Москвы. Белёвские канцеляристы сочли нужным упомянуть об огненном бедствии в сведениях о городе. В результате получилась эмблема: в голубом поле стоит ячменный сноп, из которого выходит пламя . Правда, на первый взгляд, не ясно, отчего Санти изобразил горящий ячменный стог - сгорел-то город.

С герботворчеством Санти много чего не понятно. Надежда Александровна Соболева пишет: «В какой мере использовал Санти присылаемые сведения для составления городских гербов? Какие городские гербы и областные гербы нарисованы под его руководством и что лежит в основе того или иного изображения, символа? На эти вопросы мы не найдём ответа в литературе, так как не сохранились или до сих пор не обнаружены рисунки гербов, сочинённых Санти» .

Что имел в виду, на каком языке думал Александр Чирков , рисуя впервые самарский герб - белую козу? С какого языка переводил анкеты скрывшийся после ареста Франциска Санти его верный помощник Ардабьев? Вроде бы, ответ очевиден - основным языком общения в 18 веке служил русский язык. Однако не всё так просто как кажется на первый взгляд.

В 1912 году К. Ф. Валишевский " писал: "Съ этнографической точки зрънiя девять десятыхъ страны имъли только то русское населенiе, которое оставила здъсь прокатившаяся волна недавняго колонизацiоннаго движенiя. Не было необходимости въ то время "скресь" русскаго, чтобы найти татарина и особенно финна. Основой населенія вездъ являлось финское племя" . Столпы российской истории единодушны - Великороссы, это коренное население России "заговорившее" по-русски. " Так может быть Александр Чирков и Иван Ардабьев носители мордовских фамилий думали и разговаривали на другом языке? Или, воспользовавшись своим служебным положением, Ардабьев подсказал Санти дельную задумку – использовать мордовский язык, в качестве шифра для городских гербов. Проверим, используя в качестве «дешифратора» эрзянский язык , который, по мнению профессора Д.В. Бубриха, считается «финно-угорским санскритом» - прародителем.

Самарский герб

«Надо думать, что на мысль дать Самаре в герб названное животное, хотя и фантастического цвета, навели существовавшие еще тогда в Самарском крае стада сайгаков, ныне совершенно исчезнувших, – предполагал знаменитый самарский губернатор Петр Алабин . Следовательно, по мнению специалистов из геральдической конторы вокруг Сергиевска водилось множество лис, Ковров славился изобилием зайцев, а поголовье Самарских коз значительно превышало все среднестатистические нормы.

Но не случайно министр Внутренних дел Российской империи Перовский предлагал герб с рогом изобилия, изливающим золотые монеты. Лев Алексеевич был уверен, Самарская земля – Богатая земля. Что по-эрзянски означает – «козя мастор». Русское ухо воспримет данное словосочетание как «Козье место». А Казань это не «Закипевший котёл», и, даже не «Золотой котёл», как гласит «древняя татарская» легенда. Разумеется, нет. Казань это та же «Самарская Коза» - «Козя», то есть «Богатство». Где коза ходит, там жито родит. Где коза рогом, там жито стогом. Где коза хвостом, там жито кустом. Или «Казанань» - «государственный». Согласитесь, естественные названия для города, которому Москва платила дань. Не стоит удивляться тому, с каким упорством штурмовали Козельск «татаро-монголы» - ибо захватчиками руководствовалась банальное желание пограбить богатый торговый город.

Герб Сергиевска Утвержден 6 июля 1782 года. «В верхней части щита герб Уфимский. В нижней - золотая лисица в зеленом поле, в знак изобилия этими зверями окрестностей города». Вероятно, ранее считалось, что лисы водятся исключительно в районе Сергиевска. Мне думается иное: «лисьма» по-эрзянски означает «колодец, источник». Энциклопедия услужливо подсказывает – город знаменит серными источниками.

Не всякий самарец знает, что в качестве официального символа Самары первоначально планировали следующий герб: «Могила зеленая, знак золотой, поле лазорево, а знак как видится в толковании доктурском или аптекорском, которое значит серу горячую, понеже, что в Самаре много могил и в земле множество родится серы» . Согласно присланной в СПб анкете, город Самара славился не хлебной торговлей, как наивно думал в последствие министр внутренних дел. И, даже, не огромными стадами пасущихся сайгаков-коз славилась в то время Самарская земля. Могилы. Огромные территории вдоль Волги занимали могильные холмы, поражая путешественников.

Стоп. По-эрзянски «могила» - «калмо». То есть, почти созвучно с русским словом «холмы». А чем знаменита Самара? Правильно Девьими горами. Правда, горы Девьи не от того, что там обитало много девушек, нет. Просто «Девьи», это эрзянское слово «Диво» - «удивляться». Действительно, Жигулёвские горы – дивные по своей красоте «горо-могилы», то есть холмо-горы. И знак серы над «могилой» не просто так изображается – добыча серы на потребу петровской оборонной промышленности совершалась в Удивительных – Девьих горах.

Как только не переводили гидронимы Самара и Уса! И если по поводу происхождения слова «Самара» вопрос остаётся открытым, то Уса «соотносится с монгольским нарицательным ус (усу) - "вода, река" . Однако, всё станет ясно, если знать что «Усия» по-эрзянски означает «залив», а «Само Рав» - «входящая в Волгу». Кто будет оспаривать очевидное?

И так, что мы имеем? Значение изображённого на гербе Самары символа, вполне осмысленно переводятся, через эрзянский язык. Можно обвинить Ардабьева Ивана Васильевича, в превышении должностных полномочий. Сроки поджимают, анкеты поступают не регулярно, информация практически отсутствует - крутись! Однако «серебряная коза» появилась на самарском гербе в конце 18 века при Екатерине II. Обратите внимание на юмор художника: «Козя» по-эрзянски «Сея», а «Серебро» - «Сия». Золотая лисица на гербе Сергиевска, в том числе, означает, что слово «золото» - «сырне», звучит почти так же как «Сера» и «Сергиевск». И, главное, Ардабьев и Санти не окончательная инстанция. Гербы утверждались Высочайшим указом. А сие означает, что решения принимались осмысленно, с полным пониманием положения вещей на местах. И процесс составления гербов имел при всей его кажущейся массовости целенаправленный характер.








Автор : Ракшин Олег


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



html counterсчетчик посетителей сайта