|
| Эксперт
|
Сообщение: 250
Зарегистрирован: 12.01.10
Репутация:
0
|
|
Отправлено: 06.05.10 16:01. Заголовок: РУССКИЕ В РОССИИ
Ю.Ф. Самарин родился 21 апреля 1819 года. В Петербурге. Его отец - шталмейстер императрицы Марии Федоровны. Мать - фрейлина императрицы. Самарины - люди богатые. Многие земли им были пожалованы еще московскими царями. Надоел Ф. Самарину Петербург и он оставил двор. Все семейство переехало в Москву. Самарины любили независимость. Все Самарины - монархисты. Государственники. А государственная машина России все чаще давала сбои. Она плохо работала в Прибалтике, на Кавказе, в Польше. Ее нужно было чинить. Устранять неполадки. Вот Ю. Самарин и занялся ремонтом этой машины. «Революционный консерватизм» - его последняя работа. В 1875 году Ю. Самарин был в Германии. В марте 1876 года он умер от заражения крови. В сенате Самарин убедился в том, что в каждом человеке есть нечто МЫСЛЕПОДОБНОЕ. То, перед чем теряют силу все аргументы разума. Это — его жизнь. Вот ты встречаешься с кем-нибудь, слушаешь, что тебе говорят, и думаешь, что в сказанном есть какая-то мысль. Идея. Плод размышлений. И ты начинаешь вести дискуссию, сомневаться, выдвигаешь аргументы. А потом оказывается, что не нужно было вступать в разговор. Нужно было промолчать. Потому что спорить не о чем. Ты думал, что натолкнулся на мысль. А это была не мысль, а мыслеподобие. Любую мысль можно оспорить. Изменить. Если же мысль не меняется мыслью, то это не мысль, а нечто мыслеподобное, производное от образования и воспитания. Чтобы изменить мыслеподобие, нужно изменить человека, его быт, привычки. А это трудно сделать. Так вот в России быт был организован так, что между бытом и мыслью образовалась трещина. Наш быт требовал самозабвения, подвига, бессубъектности, а мысль нуждалась в авторе, в субъекте. В образовавшуюся трещину Европа капнула кислоту рационализма, которая разъела и быт, и ум. Образовавшиеся пустоты заполнили тела мыслеподобия. У них наружность мысли, а внутреннее устройство — бытовое. Кентаврическая сращенность ума и быта привела к тому, что нелюбовь к быту стала органом существования мысли. Ну а наш быт — это Россия. И поэтому всякая любовь к мысли оборачивалась нелюбовью к России, которая, в свою очередь, легализовала эту нелюбовь в качестве формы своего существования. Россия та редкая страна, которая приемлет нелюбовь к себе в качестве признака своей свободной мысли. В России мыслить — значит переделывать Россию. Изменять ее быт. Самарин стал расщеплять кентавризм мыслеподобия. Его «Письма из Риги» — пример такого расщепления. «Письма из Риги» 7 писем. В остзейском крае получили власть остзейские дворяне. А это неправильно. Потому что русские в этом крае стали подданными не царя, а местных корпораций. И самое главное. Возникает иллюзия существования неких наций там, где их нет. «Неужели всякий обрубок, без корня и верха, вправе присваивать себе значение нации? Мы доживем, наконец, до того, что немецкий клуб в Москве заговорит о своей народности». Если мы не будем русскими, нас сделают немцами. В свое время граф Уваров набрал молодых людей и отправил их за границу. Они выучились. Вернулись и разбрелись по разным кафедрам. Гегельянство стало силой России. В 40-е годы каждый студент мог доказать, что прусская монархия является высшей формой развития государства. Так считал Гегель. Ну а раз так считал Гегель, то так считали и в России… Вообще-то Самарин хотел сделать карьеру преподавателя, хотел стать профессором Московского университета. Он даже диссертацию решил написать. Ну а чтобы сознание не противоречило бытию, он взялся за исследование русской ментальности. Самарин стал изучать творчество Стефана Яворского и Феофана Прокоповича… Самарину нужно было ответить на один вопрос: почему у нас не было богословия? Вот на Западе оно есть, а у нас его нет. Почему? Ответ: потому что богословская наука, церковная система невозможна и вредна…Если бы православная церковь создала систему, то она бы перевела чувство на язык мыслей. Это неплохо. Но чувство, выраженное в слове, перестает быть чувством. А мы не хотим, чтобы умом разрушалось то, что принимает сердце. Уму пусть противостоит ум, а не чувство. К такому выводу пришел Самарин, защищая диссертацию в 1843 году.
|