On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 06.02.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.02.10 18:58. Заголовок: Ответ на вопрос №11


<В каком веке и десятилетии этого века был достигнут уровень технологий и созданы инструменты (скрипка, рояль, орган и т.д.), на которых можно играть произведения Глюка и Генделя, Баха и Бетховена?

Отрывок из книги Герасимова

V.15 Немного о музыке и литературе

Мировая история музыки в сочетании с сохранившимся музыкальным наследием прошлого в ТИ выглядит относительно естественно. Есть непонятные моменты, связанные с аномальной отсталостью России в этой области, но какое-то, хоть и корявое, объяснение этому в ТИ дается. Так что традиционная концепция истории музыки получается достаточно цельной и почти логичной.

Несколько странно, что в России не было органной музыки, а в православной церковной службе отказались от использования органа и его влияния на слушателей. Списано все на Петра I, который почему-то не любил орган, запретил его и приказал уничтожить все уже имевшиеся инструменты. Служители церкви, и в столице, и в отдаленных окраинах все сразу, как один, взяли под козырек, и потом не решались нарушить этот приказ Петра I в течение целого столетия. В правление Николая I согласно ТИ в церковной службе была серия реформ, но использовать орган так и не начали. Так что с поправкой на некий идиотизм Петра I и не совсем понятную логику нескольких поколений православного церковного руководства «в ТИ все естественно».

В Европе уже творили И.С. Бах, К.В. Глюк, И. Гайдн, В.А. Моцарт. А в России еще в конце восемнадцатого века самым большим ценителем музыки оставался генерал А.В. Суворов, который придавал ей исключительное значение, особенно барабану. Других же свидетельств нет. Так что и здесь, если считать, что военный гений мог быть идиотом во всем остальном и не понимал разницы между музыкой и барабанным боем, то все выглядит вполне естественно.

Хотя судя по некоторым портретам А.В. Суворова, он был светским человеком, и едва ли мог совершенно не иметь представления о музыке, если в его время это было культурной нормой. Екатерина II покупала лучшие в мире музыкальные инструменты для своего оркестра, между прочим, как это в рамках ТИ и ни странно, в Константинополе, а не Европе. Выказывать же полное пренебрежение к одному из увлечений императрицы, по всей видимости, не мог себе позволить даже Суворов. Так что его полная некомпетентность в музыке выглядит все же несколько странной.

По свидетельству П.А. Вяземского, отправившегося в путешествие по Европе в 1853 году в Италии музыка была почти не развита. Оркестры были очень слабые. Итальянская музыкальная школа только еще возникала, и музыкальная культура в Италию шла из Вены, а не наоборот.

Можно и это свидетельство списать на некомпетентность одного из самых умных и образованных россиян девятнадцатого века, при том, что сам он считал себя вполне способным ценить и понимать музыку. Так что уж слишком много приходится делать предположений об идиотизме русских, чтобы свести концы с концами в традиционной истории. Проще построить естественную схему развития музыки в рамках новой концепции.

Музыкальных инструментов три типа. Струнные, духовые, ударные. Все они имеют прототипы, происходящие из далекого прошлого с примитивным натуральным хозяйством. Древний струнный инструмент – домбра, духовой – пастушеский рожок, ударный – барабан или бубен. Так что появились все эти типы инструментов давно, а потом развивались, пока не вышли на современный уровень совершенства. Но когда этот процесс пошел, и какие необходимы были условия для развития музыки?

– Ударные музыкальные инструменты все же менее важны. Они, как правило, в оркестрах носят вспомогательный характер. Главные инструменты струнные и духовые. Начнем со струнных.

Необходимое обязательное условие, чтобы это направление музыки смогло развиваться – наличие хороших материалов для струн. К струне два требования. Во-первых она должна нормально и продолжительно звучать в частности на высоких частотах. Т.е затухание звука в самой струне должно быть не очень сильным. Это значит, что струна должна быть из достаточно твердого материала и хорошо натянута. Во-вторых, струны должны быть относительно долговечны, чтобы они не рвались через несколько минут игры. Эти два противоречивых условия почти полностью исключают возможность изготовления хороших струн из материалов органического происхождения.

Для этого необходимы металлы, легированные стали или специальные виды бронзы. Судя по состоянию оружия, а именно в вооружении должны в первую очередь применяться наиболее прочные металлы, процесс развития соответствующих технологий начался после Наполеоновских войн. Первые заметные результаты были достигнуты в тридцатые годы девятнадцатого века. Потом процесс исследования и создания новых материалов продолжался постоянно. Основной заказ и финансирование в этой области диктовался военными потребностями. В результате появления новых материалов улучшалось вооружение, параллельно как побочный результат, развивались иные области, в частности, совершенствовались музыкальные инструменты.

Так что начать развиваться струнные инструменты могли только в двадцатые годы девятнадцатого века. Какое-то время необходимо на исследования, приобретение опыта, отработку технологий. Поэтому первые приличные струнные музыкальные инструменты начали появляться в двадцатые годы, хорошие – в тридцатые, а достигнуть некоторого совершенства струнные музыкальные инструменты могли уже в сороковые годы девятнадцатого века.

В принципе параллельно с металлическими струнами использовались и струны органического происхождения, прошедшие специальную обработку. Первоначально по качеству звучания они могли быть даже лучше металлических, к тому же дешевле, поэтому хотя и часто рвались, какое-то время были конкурентоспособны. Однако применять их можно было далеко не во всех инструментах.

Клавесин или фортепиано могут работать только с металлическими струнами. Во-первых, нагрузки на их струны выше, чем в скрипичных инструментах. Во-вторых, замена струн и их настройка существенно дольше. В-третьих, Паганини согласно легендам, наверняка имеющим под собой какие-то реальные основания, в случае обрыва части струн продолжал концерт, играл даже на одной оставшейся струне, и слушатели не замечали, что он играет не на полном наборе струн. На фортепиано или клавесине такое невозможно чисто технически.

Кроме прочего, стационарные клавишные струнные инструменты уже относительно сложные механические устройства. Это, грубо говоря, арфа, дополненная механическими приспособлениями, заставляющими струны звучать в результате нажатия на клавиши. Если первые часы сделали около 1810 года, то достаточно совершенные механические устройства такого уровня сложности могли появиться не раньше, чем через полтора – два десятилетия.

К духовым музыкальным инструментам столь жесткого требования по применяемым материалам нет. Они могли появиться раньше. Когда? – В конце восемнадцатого века, когда на музыку появился спрос. Во времена Екатерины II оркестр представлял собой набор духовых труб разного размера. Каждый музыкант с трубой был отдельной «нотой» (или аккордом). Он издавал свой звук по команде руководителя оркестра (дирижера). Придуман такой инструмент – оркестр был в Константинополе. Екатерина II купила этот самый современный набор инструментов того времени. В Европе, естественно, пока еще не было ничего подобного.

Если продувать через духовые трубы воздух, поступающий из механических мехов, управляя процессом при помощи специального механического устройства, то это и будет орган. Идея почти очевидная, весь вопрос в том, насколько сложно реализовать ее практически. Воздушные меха к тому времени уже давно применялись. Основная проблема была в том, что орган достаточно громоздкое механическое устройство, существенно более сложное, чем фортепиано. Кроме этого орган это набор акустических резонаторов, исследование которых сложнее, чем струн. Так что появиться первый хороший орган мог, как минимум через десятилетие после рояля. Соответственно в тридцатые годы, когда создавалась православная церковная служба, органа не было. В результате православный хор поет без аккомпанемента. Католическая же церковная служба создавалась на двадцать лет позже, когда орган уже был.

Первый выдающийся русский композитор М.И. Глинка (1804 – 1857 г.) музыкой в отличие от европейских гениальных композиторов начал заниматься относительно поздно. А причина в том, что музыки просто в то время еще не было. Первые его «детские» сочинения относят к 1822 году. И были они для арфы! Ни фортепиано, ни даже клавесина в то время еще не было!

В двадцатые годы возник русский романс. И произошло это сразу же, как только появился подходящий музыкальный инструмент. Русский романс старше всех прочих музыкальных жанров. Творческий путь Глинки фактически начинается с первых русских романсов.

Появление музыкальных инструментов дало толчок развитию танцевальной музыки. Почти одновременно с русским романсом, естественно, в России, возник вальс. Один из первых вальсов, в частности, написан А.С. Грибоедовым (1790 или 1795 – 1829 г.).

В тридцатые годы (до 1833 года) Глинка путешествовал по Европе, якобы чему-то учась. На самом деле единственный музыкальный центр в Европе того времени второй по уровню после Петербурга был в Вене, где творил И. Штраус (1804 – 1849 г.) отец. Его основное амплуа – танцевальная музыка, Венский вальс. Свою популярность И. Штраус приобрел как дирижер венских придворных балов. Причем было все это несколько позже, уже в сороковые годы. В начале же тридцатых он был еще начинающим музыкантом. К тому же основная известность фамилии Штраус в связи с танцевальной музыкой, а позже опереттой (после 1870 года) относится к его сыну (1825 – 1899 г.). Да и при всей замечательности их музыки это легкий развлекательный жанр, и по уровню несколько уступает лучшим образцам мировой классики.

Премьера оперы Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») состоялась в ноябре 1836 года. Это была фактически первая опера в мире. Вероятно, до нее здесь же в Петербурге были поставлены несколько других опер, как бы утвердив соответствующий жанр, но только в истории они не сохранились.

Специфика этого периода была в том, что музыкальные сочинения, как правило, еще не оплачивались. К примеру, Глинка ничего не получил за свою первую оперу. Музыка, в частности композиция, развивалась как бы на общественных началах. М.П. Мусоргский (1839 – 1881 г.) и Н.А. Римский-Корсаков (1844 – 1908 г.) были офицерами, А.П. Бородин (1833 – 1887 г.) был профессором медицины и ученым-химиком. П.И. Чайковский (1840 – 1893 г.) мог плодотворно работать только благодаря помощи мецената (Н.Ф. Мекк). Такое было возможно только в России с ее более высокой общей культурой.

Поэтому развитие музыки в Центральной Европе отставало от России. Два выдающихся европейских композитора Ф. Лист (1811 – 1886 г.) и Штраус были профессиональными музыкантами, и только потому могли заниматься композицией, как приложением к их основному занятию. Р. Вагнер (1813 – 1883 г.) в поисках заработка вынужден был нередко выполнять неквалифицированную работу вроде переписывания нот, часто переезжал из города в город, прячась от кредиторов. Все это естественно отнимало много сил, мешая творчеству.

Фальшивость музыкантов и композиторов семнадцатого – восемнадцатого веков после реконструкции мировой истории очевидна. Настоящего же великого музыканта или композитора первой половины девятнадцатого века от выдуманного, как правило, можно отличать по одному косвенному признаку в биографии. Если он бывал в России и Петербурге, то скорее всего, этот исторический персонаж реальный. В девятнадцатом веке Петербург был культурным центром мира. Европейские музыканты стремились туда на гастроли. Там была наиболее культурная публика, там были наилучшие условия для заработка. Если же «величайший» музыкант первой половины девятнадцатого века обходил Петербург в своей биографии, то это практически однозначно указывает на то, что он придуман уже после поражения России в Крымской войне. Хотя ранние периоды и реальных европейских композиторов, в частности история их музыкального образования и первых произведений вымышлены так, чтобы соответствовать общей истории музыки из ТИ.



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия

html counterсчетчик посетителей сайта